Что делают из саянского алюминия?

Автор: Анастасия Тарбаева

Продолжаем показывать главные производственные площадки Саяногорского алюминиевого завода. Сегодня речь пойдет о литейном производстве, мы расскажем, как и когда вместо технического алюминия на Саяногорском алюминиевом заводе стали выпускать алюминий для конечного потребителя, и для каких автомобилей колесные диски делают из нашего хакасского металла.

Сегодня литейка САЗа оснащена комплексами, на которых работает всего по нескольку человек: основная часть функций полностью автоматизирована. За смену тут выпускают 500 тонн металла в виде разных слитков. Сплавы, как и технический алюминий, саяногорский завод выпускает с 1980-х годов. Тогда их доля в общем объёме была небольшой. Например, в начале 1990-х сплавы составляли чуть более 5% всей продукции. После запуска Саянала, находящегося рядом с САЗом, фольговые сплавы направляли туда. Из них делали упаковку для шоколада и фармацевтической продукции. Однако сплавы - более технологичная продукция. Их доля все время растёт.

Развивать переработку металла внутри страны создатель РУСАЛа Олег Дерипаска стремился с 1990-х годов, когда только стал директором. Удивительно, но 25 лет назад, когда большинство промышленных предприятий закрывались, саяногорцы планировали на десятилетия вперёд и верили, ч металл будут не только продавать за рубеж, но и перерабатываться в России. Постепенно объемы заказов росли, и литейному комплексу понадобилась масштабная модернизация. Тогда в литейных цехах САЗа появились 4 машины полунепрерывного литья, шесть конвейеров для литья мелкой чушки, пила для резки плоских и Т-образных слитков и многие другие высокотехнологичные агрегаты.

«Все это в целом в комплексе позволило увеличить выпуск продукции с добавленной стоимостью с 40% до 95%. Понимаете масштабность? И выпуск сплавов в целом по всему литейному отделению составил от 14 до 80%. Но это ещё не всё. Мы в будущем хотим добиться до 95% выпуска сплавов», - рассказывает бригадир литейщиков ЛП САЗа Дмитрий Кирбижеков.

Металл в «литейке» производится в форме чушки весом 15 кило, а также 750-килограммовых Т-образных слитков, огромных, плоских, весом до 20 тонн и цилиндрических.

«Это литейный агрегат включает в себя 2 поворотных миксера емкостью до 70 тонн. Заливается жидкий металл, вводятся необходимые лигирующие в виде таблеток. Также как в суп загружается морковка, свекла, капуста, у нас здесь - медь, магний, марганец и различные составляющие. Для разных сплавов идёт разное содержание этих элементов. Всё перемешивается, подготавливается, производится отбор на экспресс-анализ, отправляется в лабораторию. И при соответствующем химсоставе, который требуется по спецификации, мы производим разливку данной продукции», - продолжает рассказ Дмитрий Кирбижеков.

У каждого саянского сплава – своя судьба. Сплавы в цилиндрах идут на производство строительного материла. Например, компания НОвелис делает из них окрашенные фасады для самых высоких зданий мира в Малайзии и на Тайване. Плоские слитки используют в судостроении, производстве листового проката, фольги и алюминиевых банок. Из малогабаритной чушки производят диски для автомобильных колес. Конечно, не для президентского лимузина Аурус, как на КРАЗе, а для вполне себе известного Пежо.

Подробности в сюжете саяногорских корреспондентов программы NotaBene.

Все новости
Читайте также
Комментарии
Комментариев пока нет. Вы можете стать первым.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Для входа используйте следующие сервисы:

YandexVkontakte