Жители Калинино будут месяц терпеть вонь и кипятить воду из-за прохудившегося коллектора. Об этом рассказала дирекция "Хакресводоканала". Даяна Евельсон выяснила, откуда взялись деньги на ремонт канализации, и что о местной воде думают санитарные надзорники.
- Запах жуткий фекалий, вообще, вот этих нечистот городских. Особенно в зимнее время, весеннее, осеннее. Сильно прямо пахнет!, - рассказывает Даниил, житель Калинино.
- То есть, это не только из-за аварии? Пахло и до аварии?
- Да-да-да. Года 3 уже пахнет.
Канализационные ароматы Калинино не покидают ещё со времён дебютного порыва коллектора, это было несколько лет назад. После свежей аварии воду люди покупают в магазине. Пить из скважин даже кипячёную отваживаются не все.
Коллектор чистят регулярно, потому что внизу скапливаются ил и камни. Для этого Абаканводоканал полностью перекрывает стоки. По расчищенной трубе жидкость проходит проще, уровень воды не поднимается и так, со слов инженеров, нечистоты и всякие гадости меньше попадают в почву. Но находиться здесь по-прежнему невыносимо - запах отвратительный до тошноты.
В роспотребнадзоре говорят: мониторить воду в скважинах в частном секторе они не обязаны. Это ответственность местных жителей. И кипятить такую воду нужно всегда.
"В основном, используют воду для питья грунтовую, то есть, наиболее близкую к поверхности, неглубокие слои. Никакой очистки либо дезинфекции, как правило, в основном, жители не применяют. И если люди желают узнать качество своей воды, то им необходимо обращаться в аккредитованные лабораторные центры", - рассказывает зам.начальника отдела санитарного надзора Дмитрий Залутский.
В "Хакресводоканале" говорят: на этот раз республика денег на ремонт не дает.Напомним, во время прошлого ремонта в поселке вводили режим ЧС и из бюджета Хакасии правительство выделила 10 миллионов рублей. Теперь компании-банкроту придется менять трубы за свой счет. Режим ЧС снова введен, но особый.
"Это уже крайняя мера введения этого режима - локальной ЧС на объекте, то есть, на предприятии, и, соответственно, это одно из оснований использования финансовых средств для приобретения материалов, работы техников, спускания ГСМ на аварийном участке коллектора", - рассказывает Максим Войткин, первый заместитель директора «Хакресводоканал».
Такой специфический статус ЧС - что-то вроде бюрократического подспорья. Деньги, поступающие на счет компании-банкрота, не спишут кредиторы. Все он пойдут на ликвидацию аварии.
Хватит ли их - неизвестно. По оценкам коммунальщиков, ремонт обойдётся в 15 миллионов. Точные расчеты коммунальщики сделают после исследований изношенного участка. Делать это можно только по ночам, когда городские стоки минимальны. Мешает и мёрзлая земля.
О том, чтобы менять весь коллектор, а это несколько километров трубы - речи нет. Сумма для Хакасии неподъёмная - 300 миллионов рублей. Так что, риск новых порывов остаётся.