
Гид по республике от трэвел-журналиста Алексея Тайганавта для «Город Прима».
Трэвел-журналист Алексей Тайганавт и команда «КЫЗЫЛ Гранд отель и СПА» вдохновляют на отдых в Тыве. Алексей делится впечатлениями о походах по немыслимым маршрутам и рассказывает о местах, где можно попробовать постичь колоритную культуру. А в «КЫЗЫЛ Гранд отель и СПА» обещают: дикую природу и древние легенды дополнят современным и комфортным размещением. Собирайтесь в путешествие.
— Земля дальше не наша, незнакомая. Сейчас перевал пройдем, там где-то табориться* будем, там бурханить* обязательно будем, — крепя дополнительной веревкой груз за седлом, неторопливо просвещает меня наш бурятский проводник Володя.
У нашей экспедиции сегодня затяжной — на весь день — конный переход из дремучих лесов Бурятии в еще более неизведанные пространства Тывы. Там, будто наливаясь тяжестью из макушек черных горных хребтов, расползаются грозовые тучи — затвердевают над долиной. Все, что ниже, теперь призрачное. Перевал, который мы должны преодолеть, явно собирается запечатлеть себя в нашей памяти. Как минимум обозначить, что мы переходим невидимую границу. На высоте от промозглой погоды особо не спасет технологичная одежда. Греть будет только мысль, что когда-то скоро тебя ждет костер под тентом у палатки или, если совсем удача, жаркое раскочегаривание «буржуйки» в зимовье.
— Бурханить надо на каждый новой стоянке?
— Конечно, всегда надо, тем более, в другой регион заходим. Тут тоже свои хозяева есть гор, лесов, тайги — вот им надо тоже бурханить. Иначе плохо будет, обязательно будем… Костер разжег, благовония положил, конфеты, печенье, еду хорошую какую-то — сначала огню, потом сам. В чай масла обязательно — побрызгать по сторонам. Побурханил, на душе спокойно будет, — Владимир объясняет мне очевидные для него вещи.
* табориться — вставать на ночевку под открытым небом
* бурханить — приносить дар духам, как правило, еда, монеты, сигареты, спички
.jpg)
Для погружения в особенности верований хорошо сходить на местные экскурсии.
Пока проводники расседлывают коней, натаскиваем сухостоя, и уже через несколько минут над огнем прилажен котелок под чай. Его надо бы покрепче и чтобы кружка пальцы обжигала. Несмотря на голод, ждем, когда вернутся наши гиды-проводники. Побурханят. Потом можно приступать к еде самим. После недели в пути и — может это самовнушение, а может, какое-то едва уловимое реликтовое чувство, понимаешь, что в древних и не прирученных человеком землях только так и нужно. С каждым днём присутствия здесь улетучивается ощущение быстротечности всего и вся, ты естественно и незаметно становишься частью чего-то гораздо большего собственных представлений. Простые религиозные чувства. Их могут прочувствовать и не такие, как мы, экстремальные туристы.
В этом году в Кызыле открылся самый крупный в России буддийский монастырь «Тубтен Шедруб Линг». В нем 12 этажей, высота здания почти 60 метров. На территории храмового комплекса также находятся монашеская община, филиал национального музея республики. Монастырь открыт для посещения. Находится он по дороге в аэропорт Кызыла, по адресу Московская, 72. Если хочется более экзотический вариант, стоит поехать в районы, в некоторых из них храмы стоят в предгорье, вдали от сёл.
Конная заброска закончилась, дальше пешком. В один из дней в глухих таежных дебрях добираемся до культового стойбища тоджинских оленеводов — в живописной солнечной долине, которую обрамляет таежная река. Семьи нескольких тувинских родов летом собираются здесь, чтобы провести обряды и подлечиться в аржаане — в местном целебном источнике. Оленеводов мы не застаем, но к аржаану приобщаемся. Вода в нем минерализованная и явно теплее, чем обычная. Так что рядом с источником свой микроклимат — урожай клубники, сезон которой в лесу уже давно прошел; щедрые кусты смородины, заросли каких-то растений, которые потом мне нигде больше не встречались.
Над ключом тувинцы возвели небольшую избу, так что там можно принимать ванну из теплой проточной воды в любую погоду. Правда, делать это дольше 15 минут за раз не стоит. Испытано на себе. Один из участников экспедиции после получаса купаний моментально свалился спать, пришел в себя спустя пару часов.
Природные ручьи разные по составу, температуре и воздействию на организм. На некоторые и тувинцы приезжают каждый год на две-три недели, чтобы пройти курс лечения. Так, в Бай-Тайгинском районе (на западе Тывы), на местном аржаане Бел местные предприниматели построили несколько простых гостевых домов для приезжающих подлечиться. Оборудовали деревянные кабинки — со строгим разделением на мужскую и женскую — сюда вода из источника по желобам попадает напрямую. Там же, видимо, как доказательство действенности возле традиционной скульптуры Будды сложены десятки костылей. В республике развивают такое направление как аржаанология — изучение феномена природных источников.
В долине оленеводов, несмотря на усталость и запланированный на завтра ранний подъем, еще долго не уснуть. Ночную тьму выжигают миллиарды звезд, а тихие темные всплески речки ложатся на искры угасающего костра — вместе с ним гаснет и ощущение времени. По верованиям тувинских шаманов река — это ось Вселенной. Путь, соединяющий верхний, средний и нижний миры.