
Этнографический музей Казанского университета показал свою коллекцию.
Эти предметы попали в фонд в 1913 году. Считается, что шахматы в Южную Сибирь пришли вместе с тибетским буддизмом в XVI-XVII вв. из соседней Монголии, где они были уже в XV–XVI вв.
Тувинские шахматы отличались от привычной для европейцев версии игры своими стилем и правилами. Долгое время фигурки имели монгольский облик. Король изображался в виде правителя-нойона; ладья в виде буддийского колеса, кибитки, юрты, знака счастья, эмблемы пламени; ферзь — в виде дракона, барса, льва; конь — на четырех конечностях, как будто он пасётся на поле. По шахматным фигурам можно проследить бытовые, социальные и культурные изменения. Так если король в прошлом изображался в виде нойона или ламы, то с исчезновением этих сословий шахматные короли приобрели новый облик — председатель сельсовета, офицер, охотник, человек с гармоникой. Каждая фигурка со смыслом. Например, верблюд — выносливое животное, способное пройти длинное расстояние по степи. Поэтому его фигурка могла также спокойно передвигаться по шахматной доске на любые расстояния.
Фото: vk.com/museumskfu